К списку статей
Статья от 29 августа 2008 года

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ


Абак (греч. «доска»), верхняя часть капители. В греческом дорическом ордере – простая квадратная плита. Профиль тонкого абака ионического ордера квадратный или вогнутый, с желобом. В коринфском и композитном ордерах абак вогнутый со срезанными по диагонали углами.
Адоб, высушенная на солнце, предварительно размятая красноватая глина, используемая для строительства в Латинской Америке и на юго-западе США.
Алтарь (от лат. alta ara), возвышенное место, самая важная часть христианского храма. Доступ в это сакральное пространство имеют только священнослужители. В античную эпоху этим словом обозначали жертвенник. Алтарем называют также престол, на котором совершаются таинства.
Амфипростиль (от греч. amphipróstylos, от amphi – «с обеих сторон» и próstylos – «имеющий колонны с передней стороны»). Тип древнегреческого храма, для которого характерен прямоугольный план и колонные портики на обоих торцевых фасадах. Продольные стены амфипростильных зданий обычно были гладкими и не имели никаких украшений. Примером амфипростиля может служить храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.
Антаблемент, в классической архитектуре верхняя горизонтальная часть здания, опирающаяся на колонны. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Иногда антаблемент (декоративный по своей функции) надстраивается над дверьми и окнами.
Анты, выступы продольных стен здания, расположенные по бокам от входа. В древнегреческих храмах, получивших название «храмы в антах», между выступами стен ставили колонны портика. Примером здания этого типа может служить сокровищница Афинян в Дельфах.
Апсида (от греч. hapsis – «свод»), полукруглый или граненый выступ здания. В древнеримских базиликах в апсиде находилось место судьи. В христианских храмах апсиды обычно располагались с восточной стороны, но были и двусторонне ориентированные церковные постройки с двумя апсидами – на востоке и на западе. В раннехристианских церквах у стены апсиды ставилось кресло епископа, по обе стороны от которого отводились места для высшего духовенства.
Апсидиолы, небольшие полукруглые или граненые выступы церковного здания, в которых устраивали капеллы. В средневековых храмах апсидиолы обычно располагаются веерообразно вокруг апсиды или примыкают к восточной стене трансепта.
Арабеска, сложный орнамент, сформировавшийся в искусстве мусульманских стран, основанный на бесконечном развитии и повторении декоративных мотивов (геометрических, эпиграфических и растительных).
Арка (от лат. arcus – «дуга», «изгиб»), конструкция перекрытия, составленная из блоков клиновидной формы, поддерживаемая двумя опорами. Арка была известна уже в Древнем Египте и в Греции. В архитектуре Древнего Рима ее возможности были использованы в полной мере. Средневековое зодчество почти полностью основано на применении арочной конструкции. По форме кривой различают арки следующих видов: полуциркульные или полукруглые, стрельчатые, подковообразные (распространенные в исламской архитектуре), килевидные, ползучие (с расположением опор на разных уровнях), многолопастные и проч.
Аркада (от франц. arcade), ряд арок и поддерживающих их столбов или колонн. Аркады часто использовали для организации внутреннего пространства храмов и при устройстве галерей.
Аркбутан, элемент готической архитектуры, служащий для передачи распора главного нефа контрфорсам – опорным элементам, расположенным снаружи по отношению к основному объему церковной постройки.
Архивольт (от лат. arcus volutus – «обрамляющая дуга») архитектурный элемент, представляющий собой обрамление арочного проема.
Архитрав (от греч. archi – «главный» и лат. trabs – «балка»), балка, нижняя часть антаблемента, лежащая на абаках колонн. Дорический архитрав – гладкий, а в других ордерах может быть составлен из нескольких горизонтальных полос.
Атрий (лат. atrium), закрытый внутренний двор в древнеримских домах, в который выходили другие помещения. В центре атрия находился бассейн для стока дождевой воды (имплювий), попадавшей туда через отверстие в кровле (комплювий). Атрий с фонтаном для омовения, окруженный колоннадой или аркадой, традиционно находился перед входом в раннехристианские базилики. Атрий раннехристианской эпохи сохранился при церкви Сан Клименте в Риме. Значительно реже атрий можно видеть в романских постройках (при базилике Сант Амброджо в Милане).
Аттик (от греч. attikós), низкий этаж или глухой парапет над главным карнизом здания. Этим же словом обозначают жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей.
База (от греч. básis), нижний элемент, основание столба или колонны. У колонн греческого дорического ордера не было баз. В других ордерах базы с разными профилями, разной высоты служат для зрительного расширения опорной, несущей наибольшую нагрузку части колонны.
Базилика (от греч. basiliké – «дом царя»), здание зального типа, вытянутое по продольной оси и разделенное продольными рядами колонн на нефы. В римских базиликах осуществлялось судопроизводство и заключались торговые сделки.
Балдахин (итал. baldacchino), навес над алтарем или троном, подчеркивающий их особое положение в пространстве собора. Самым грандиозным сооружением этого типа является балдахин собора св. Петра в Риме (архитектор Бернини).
Балясина, колоннка, составленная из вазоподобных форм с капителью и базой, служащая обычно опорой для верхней перекладины балюстрады или парапета.
Барабан, цилиндр или многогранник, служащий основанием купола, опирающийся на своды здания. Обычно барабан прорезан оконными проемами. Этим же термином обозначают цилиндрические блоки камня, из которых составлялся ствол колонны.
Веерный свод, тип свода, получивший распространение в английской перпендикулярной готике; образован ребрами (нервюрами) одинаковой длины и кривизны, веерообразно расходящимися от опор. Впервые веерные своды были использованы при сооружении клуатра собора в Глостере; в более развитой форме – в Королевской капелле в Кембридже.
Волюта (лат. voluta – «завиток», «спираль»), архитектурная деталь в форме завитка, являющаяся частью ионической или композитной капители, реже – коринфской.
Галереи – часть пространства храма; в архитектуре Западной Европы посредством галерей обеспечивался доступ паломников к капеллам с реликвиями, расположенным вокруг апсиды; на Востоке христианского мира на галереях во время службы стояли прихожане (чаще – наиболее знатные). Этим же термином обозначают и открытые помещения с колоннадами вокруг внутренних монастырских дворов.
Гипостиль (от греч. hypóstylos – «поддерживаемый колоннами»), большой зал с многочисленными колоннами, образующими регулярные ряды и поддерживающими перекрытие. Примером гипостильного зала может служить храм Амона в Карнаке.
Гопура, надвратная башня в ансамбле индийского храма, представляющая собой высокую четырехгранную пирамиду, грани которой покрыты скульптурными рельефами.
Горгулья, в готических сооружениях водоотвод (выступающая водосточная труба), как правило, оформленный в виде фигур разных фантастических существ, из пастей которых льются струи воды.
Гротеск (итал. grottesco, от grotta – «грот»), резной или живописный орнамент, образованный из причудливо скомпонованных декоративных мотивов, а также растительных и животных форм. Так были названы лепные украшения Золотого дома Нерона (1 в.), заново открытые в эпоху Возрождения.
Гутты (от лат. gutta – капля), маленькие украшения в форме усеченных конусов, расположенные под и над триглифами дорического фриза. Гутты напоминают о происхождении дорического ордера из деревянной архитектуры.
Деамбулаторий, полукруглая обходная галерея вокруг хора в готическом соборе. Из деамбулатория открывается доступ в капеллы.
Дентикулы (от лат. denticulus – «зубец»), сухарики, маленькие прямоугольные выступы на карнизе ионического или коринфского ордера.
Дорический ордер, один из трех греческих архитектурных ордеров. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.
Замковый камень, камень, отмечающий верхнюю точку арки и расположенный на оси симметрии арочного проема.
Зиккурат (аккадск.), храмовая башня в Древней Месопотамии. Имеет квадратный план и ступенчатую пирамидальную форму. Наверху зиккурата находилось святилище. Зиккурат обычно был ориентирован по странам света. Его ступени окрашивались в разные цвета, самые светлые и яркие краски использовали для верхних ступеней.
Импост (франц. imposte), архитектурный элемент, помещаемый над верхней частью столба или капителью колонны, на котором покоится пята арки или свода.
Ионический ордер, один из основных греческих ордеров, сформировался в конце 7–6 вв. до н.э. в Малой Азии и на островах Ионического моря. Колонны имеют более стройные пропорции, а все элементы богаче декорированы, чем в дорическом ордере. Капитель украшают спиралевидные завитки – волюты.
Каннелюра (от франц. cannelure – «желобок»), вертикальная ложбинка на стволе колонны или пилястры. Каннелюры дорической колонны смыкаются друг с другом и прорезаны более глубоко; в других ордерах каннелюры разделены тонкими плоскими желобками.
Капитель (позднелат. capitellum – «головка»), верхняя часть столба или колонны, имеющая особое пластическое оформление и отмечающая переход от вертикали ствола опоры к горизонтали лежащего на ней антаблемента. У каждого из классических архитектурных ордеров свой тип капители, соответствующий названию ордера; в Греции были известны дорический, ионический и коринфский; из древнеримской архитектуры пришли тосканский и композитный типы капителей. В эпоху Средневековья капители часто были резными, украшенными растительными мотивами изображениями животных и людей.
Карниз (от греч. koronis – «завершение», «конец»), верхний элемент классического антаблемента. Вынос карниза, поддерживаемого консолями, соответствует свесу стропильной кровли и служит функции защиты поверхности стены от дождевой воды. В древнегреческих и древнеримских храмах карниз располагался непосредственно под кровлей. Однако карниз может играть и декоративную роль, отделяя один этаж от другого или обрамляя сверху двери и окна.
Картуш (франц. cartouche, от итал. cartoccio – «сверток», «кулечек»), декоративный элемент, представляющий собой щит или частично развернутый свиток с гербом или эмблемой. Картушами украшали входы в парадные апартаменты, старинные карты и документы, произведения декоративно-прикладного искусства. Особой популярностью картуши пользовались в эпоху барокко.
Кессоны, углубления на внутренней поверхности арки, свода или купола, чаще всего играющие декоративную роль.
Клерестория, центральная, приподнятая над боковыми часть постройки с окнами, через которые в здание поступал свет. Наиболее часто этот архитектурный элемент можно встретить в раннехристианских базиликах.
Клуатр (франц. cloître, от лат. claustrum – «закрытое место»), двор, огороженный со всех четырех сторон крытыми арочными галереями. Клуатр – типичный элемент средневекового монастыря. В открытой части клуатра устраивали газоны, фонтаны и садики.
Колонна (от лат. colomna – «столб»), вертикальная опора, как правило, круглая в сечении, несущий элемент ордерной конструкции. В античной архитектуре главная часть колонны – ствол – увенчан капителью и имеет в основании (во всех ордерах, кроме дорического) базу. Ствол колонны обычно утончается кверху; иногда его прорезают неглубокие вертикальные бороздки – каннелюры.
Колоннада (франц. colonnade), ряд колонн, поддерживающих архитрав или перекрытие. Может существовать как самостоятельная структура или быть частью другого сооружения.
Колоссальный ордер, декоративный ордер, который, будучи наложенным на стену здания, охватывает сразу несколько этажей.
Композитный ордер. Сформировался в древнеримской архитектуре и представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из рядов листьев аканфа, добавляются волюты, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам в основании.
Композиция, расположение частей сооружения по отношению друг к другу и к целому.
Консоль (франц. console), горизонтальный выступ или часть балки; консоли используются в качестве опор для галерей, балконов и антаблемента, а также как постаменты для скульптуры и декоративных ваз.
Коринфский ордер, один из трех греческих архитектурных ордеров; его особенностью является высокая колоколообразная капитель, состоящая из двух рядов листьев аканта. Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина 5 в. до н.э.), но популярен стал уже в эпоху эллинизма. Обычно диаметр основания коринфской колонны 10 раз укладывается в ее высоте.
Крестовый свод, свод, образующийся при пересечении двух одинаковой высоты цилиндрических сводов под прямым углом. Крестовый свод требует наличия четырех свободностоящих опор, легко соединяется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами и позволяет осветить здание со всех четырех сторон.
Крипта (от греч. krypté – «крытый подземный ход», «тайник»), перекрытые сводом подземные помещения под алтарной частью церкви, предназначенные для захоронений.
Кронштейн (от нем. Kragstein), выступ стены или косая подпорка, имеющая небольшой вынос, поддерживающая балкон или карниз.
Кружало, временная деревянная конструкция, используемая при возведении арки или свода.
Купол (от лат. cupula), полусферический или иной сходный по форме свод, которым можно перекрыть пространство, имеющее в основании круг, многоугольник или эллипс. Купол может опираться на цилиндрический барабан или квадратные и многоугольные в плане части здания; в последнем случае для перехода от нижнего кольца купола к квадрату или многоугольнику используются специальные конструктивные элементы – паруса и тромпы.
Ложный свод, свод, образованный горизонтальными рядами кладки, нависающими один над другим. Выступы образующих ложный свод кирпичей или камней нередко частично стесывали по диагонали, чтобы получить гладкую поверхность. Ложный свод широко использовался в архитектуре микенской Греции и государства майя.
Ломаная кровля, кровля, боковые скаты которой образованы двумя плоскостями, причем верхняя имеет более сильный наклон относительно вертикальной оси, чем нижняя. В случае мансардной кровли нижняя поверхность ломаной кровли располагается почти вертикально.
Люнет, часть поверхности вертикальной стены, ограниченная снизу горизонталью, а сверху дугой арки или свода.
Мастаба, тип гробниц египетской знати в эпоху Древнего Царства. Слово «мастаба» происходит от арабского обозначения скамьи, вероятно из-за сходства с ее формой. Прямоугольная в плане, с наклонными стенами, мастаба представляет собой монолит с небольшой погребальной камерой – сердабом – внутри, где хранились подношения и скульптурные изображения усопшего, и молельней, в которую можно было войти снаружи.
Метопа, тонкая мраморная плита, расположенная между триглифами в дорическом фризе. Метопы обычно украшали рельефами, изредка живописью.
Минарет (от араб. манáра – «маяк»), в исламской архитектуре башня с галереей наверху, откуда муэдзин призывает мусульман на молитву.
Михраб (араб. – «святилище»), в исламской архитектуре молитвенная ниша в стене мечети, обращенной к Мекке. Обычно к михрабу ведут несколько ступеней.
Модульон (франц. modillon), кронштейн в форме волюты, украшенный рельефным листом аканта. В ионическом и коринфском ордерах модульоны поддерживают карниз.
Мутулы (от лат. mutulus), каменный выступ под выносной плитой карниза дорического ордера. Этот архитектурный элемент напоминает концы обшивки кровли деревянного храма, в которые снизу были вбиты колышки – гутты.
Нартекс, вестибюль в раннехристанских и византийских церквах, как правило, примыкавший к западной части здания. Во время церковной службы там находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение.
Неф, корабль (франц. nef, от лат. navis – «корабль»), вытянутое по продольной оси помещение (обычно в античных базиликах и церковных зданиях базиликального типа последующих эпох). Нефы отделялись друг от друга рядами опор, несущих арки или антаблемент. Боковые нефы обычно ниже и уже, чем главный неф.
Облом, то же что и Профили архитектурные (см.)
Ордер, система несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. В древнегреческой архитектуре сложилось три ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный. В 16 в. Филибер Делорм предпринял попытку создания французского ордера, а в 19 в. Бенджамин Латроб придумал американский ордер, в котором листья аканта были заменены кукурузными початками и табачными листьями.
Пагода (от санскр. бхагават – «священный»), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю.
Парус (пандатив), сферический треугольник, нижний угол которого опирается на столб, а верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании купола. Паруса стали применять в позднеримскую эпоху, их регулярное использование началось в архитектуре Византии с эпохи Юстиниана.
Периптер (от греч. perípteros – «окруженный колоннами»), прямоугольное в плане сооружение, окруженное со всех сторон колоннадой.
Перистиль (от греч. perístylos – «окруженный колоннами»), открытый двор, окруженный колоннадой. В древнегреческой архитектуре перистиль известен с 4 в. до н.э., но широкое распространение получил только в эллинистическую и древнеримскую эпохи.
Пилон (от греч. pilón – «вход», «ворота»), монументальный фасад древнеегипетского храма, образованный мощными башнеобразными объемами с наклонными стенами, поставленными по обе стороны от дверного проема. Поверхность пилона украшали фресками и рельефами. Перед пилоном устанавливали статуи фараона.
Пилястра (от лат. pila – «колонна», «столб»), плоский вертикальный выступ на поверхности стены. Пилястры имеют те же ордера и те же составные части (капитель, ствол, базу), что и колонны. Их роль заключается в декоративном членении поверхности стены.
Пинакль (франц. pinacle), небольшая декоративная вертикальная конструкция – башенка или столбик, устанавливаемая на контрфорсы, парапеты или по углам башни.
План, горизонтальная проекция сооружения или архитектурного комплекса. Как правило, для создания плана используют сечение здания немного выше уровня главного этажа, что позволяет видеть на нем расположение дверных и оконных проемов. Часто план делается отдельно для каждого этажа. На плане могут быть отображены также уровень пола, рисунок ребер свода, конструкция потолка.
Подиум (лат. podium), платформа или пьедестал (обычно прямоугольный в плане), на котором устанавливали античные храмы.
Полуколонна, колонна, частично утопленная в толщу стены. Обычно полуколонны входят в состав наложенной на стены зданий ордерной декорации.
Портик (лат. porticus), огражденная колоннадой терраса перед одним из фасадов здания. Колонны или арки портика завершаются сверху фронтоном или аттиком.
Пролет, ячейка внутреннего пространства сооружения, обычно с окном и иногда с собственным сводом, границы которой отмечают центры соседних опор.
Пропорции (от лат. proportio – «соотношение», «соразмерность»), соотношение частей сооружения, а также отдельных частей и всего сооружения в целом. Представления о пропорциях возникли из практической деятельности архитекторов и художников. Наиболее приятными для глаза считаются пропорции «золотого сечения».
Простиль (от греч. pró – «впереди», stýlos – «колонна»), прямоугольное в плане сооружение с колонным портиком с одного торца. Примером постройки этого типа может служить храм Диониса в Пергаме (2 в. до н.э.).
Профили архитектурные, обломы, архитектурные элементы в форме узкой полосы, прямолинейной или криволинейной в сечении. Профиль может выступать из поверхности стены или быть врезан в нее. Криволинейные профили, выпуклые, вогнутые или композитные, составлены из отрезков окружности или эллипса.
Псевдопериптер, сооружение с портиком с одного или обоих торцов и приставленными к остальным двум или трем стенам полуколоннами, как в Мезон Карре в Ниме (1 в. до н.э.).
Пучковая опора, мощный несущий элемент готической архитектурной конструкции, составленный из нескольких тонких колоннок. Благодаря дроблению на множество вертикальных составляющих подобные опоры не выглядят слишком массивными.
Пята арки, части стены, столбы или колонны, служащие опорами арочной конструкции.
Ребро свода, силовой элемент, как правило, имеющий вид тонкой арки, выделенной рельефом, а иногда цветом. Ребра могут играть и чисто декоративную роль, не неся никакой нагрузки.
Руст, декоративная обработка фасадов зданий, имитирующая рисунок каменной кладки.
Саман (тюрк. – «солома»), материал, приготовленный из соломы и жидкой глины. Из этой смеси делали кирпичи, которые не обжигали, а высушивали на солнце.
Свод, перекрытие, созданное на основе арки. Наиболее распространенные формы свода: цилиндрический, крестовый (образующийся при пересечении двух цилиндрических сводов под прямым углом), и сомкнутый (образованный частями цилиндрического свода, опирающимися на стены). Сложные своды эпохи Средних веков представляют собой видоизменения крестового свода, опирающиеся на систему ребер.
Связная система, архитектурная система, широко использовавшаяся в средневековом церковном строительстве, основанная на чередовании тяжелых и легких опор, поддерживающих крестовые своды. В романской архитектуре Ломбардии (впервые связная система была использована в базилике Сант Амброджо в Милане) два крестовых свода в боковых нефах соответствуют одному в главном. Меньшие и более простые по конструкции опоры поддерживают только своды боковых нефов, а на более массивные и сложные опираются своды главного нефа. Когда в Нормандии изобрели шестичастный свод, меньшим опорам стало соответствовать промежуточное поперечное ребро свода главного нефа, а бóльшим – главные поперечные и диагональные ребра. Эту систему продолжали использовать и в ранней французской готике.
Слуховое окно, вертикальное окно, расположенное над наклонной кровлей.
Софит (от итал. soffitta – «потолок»), обращенная вниз поверхность арки или потолочной балки.
Средник, вертикальная каменная или деревянная перемычка окна или двери.
Средокрестие, зона церковного здания, образующаяся на месте пересечения главного нефа и трансепта.
Сталактиты, декоративные элементы, расположенные на внутренней поверхности куполов, сводов, на тромпах и парусах в виде маленьких призматических выступов, нависающих рядами друг над другом. Их облик напоминает пчелиные соты. Использование сталактитов характерно для мусульманской архитектуры.
Стилобат, верхняя ступень основания древнегреческого храма.
Стоечно-балочная конструкция, способ формообразования в архитектуре, известный с глубокой древности и основанный на взаимодействии несущих (вертикальных опор) и несомых (горизонтальных балок) частей здания.
Стук (стукко, штук), материал для отделки архитектурных элементов и стен (полированный до блеска гипс с добавками).
Ступа (санскр. – «макушка», «куча земли», «камней»), в буддийской архитектуре Индии монолитное мемориальное сооружение. Часто ступы служили реликвариями. Обычно ступа окружена квадратной в плане оградой с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света.
Тимпан (греч. týmpanon – «бубен», «литавра»), треугольное поле фронтона или часть стены над оконным или дверным проемом, имеющая полукруглое или треугольное обрамление. В романской и готической архитектуре тимпаны украшали рельефами.
Тории, монументальные ворота в комплексе японского храма, представляющие собой двух- или трехъярусное сооружение, которое состоит из балок, опирающихся на боковые столбы. В Японии эти постройки, как правило, возводили из дерева, в Индии похожие по форме сооружения создавали из камня.
Тосканский ордер, один из римских архитектурных ордеров. Похож на греческий дорический ордер, но проще в деталях. Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп, а стволы колонн гладкие, без каннелюр. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.
Трансепт (от лат. trans – «за» и septum – «ограда»), поперечный неф или несколько нефов в базиликах и крестообразных в плане зданиях. Трансепт отделяет апсиду от остального пространства церкви. Возник в раннехристианскую эпоху.
Триглиф (греч. tríglyphos от tri и glýpho – «три» и «режу»), прямоугольная плита с несколькими вертикальными желобками. Триглифы, чередующиеся с метопами, образуют фриз дорического ордера. Их положение на фризе соответствует осям колонн и интерколумниев (промежутков между колоннами). Облик триглифов напоминает об их происхождении из деревянной конструкции, где маленькие дощечки украшали торцы балок.
Трифорий (от лат. tri – «три», foris – «дверь», «вход»), узкое пространство над сводами и под односкатной кровлей боковых нефов.
Тромпы, четырехгранная конструкция в форме части конуса или четверти сферического купола, позволяющая осуществить переход от нижнего кубовидного объема здания к верхнему – круглому или многогранному.
Фасад (от итал. faccia – «лицо»), наружная сторона здания. Различают парадный, боковые, дворовый фасады. Оформление фасада может отражать внутреннюю структуру постройки или быть совершенно независимым от нее.
Фахверк (нем. Fachwerk, от Fach – «секция», «панель», Werk – «сооружение»), вид конструкции, представляющий собой деревянный каркас, промежутки между элементами которого заполняются грубой кирпичной кладкой или плетенками из ивняка, обмазанными глиной. В последнем случае участки стены между элементами каркаса штукатурят и белят. Брусья каркаса образуют темный рисунок на фоне кирпичной или беленой стены. В Средние века эта конструкция была распространена в Западной Европе, а в 17 в. стала основой колониального стиля американской архитектуры. Здесь, однако, ее покрывали деревянной обшивкой.
Ферма, конструкция из жестких деревянных или металлических стержней, используемая для перекрытия широких пролетов и способная нести большую нагрузку. Стержни соединяются так, чтобы образовать один или несколько треугольников.
Финиал, небольшой декоративный выступ на вершине шпиля, фронтона или детали мебели.
Фонарь (греч. phanárion), круглая или многогранная в плане надстройка над кровлей или куполом, благодаря многочисленным окнам дающая дополнительные возможности освещения интерьера.
Фриз, горизонтальная полоса, средний элемент классического антаблемента, расположенный между архитравом и карнизом. В дорическом ордере образован чередованием триглифов и метоп, в других ордерах – плоский, нередко украшенный неглубокими рельефами.
Фронтон (от лат. frons – «лоб», «передняя сторона»), завершение (часто треугольное) фасада здания, портика, колоннады, а иногда – оконного или дверного проема, ограниченное скатами кровли. В т.н. ломаном фронтоне вершина срезана; в сегментном фронтоне верхняя часть скруглена; в постройках барокко широко использовался фронтон с перевернутыми волютами по бокам.
Хор (от греч. chorós), в католических храмах часть церковного пространства, расположенная перед алтарем и предназначенная для духовенства. Обычно хор отделен от остальной части церкви специальной оградой. В западных средневековых храмах хором называли все восточное пространство церковной постройки.
Целла (лат. cella), главное помещение, святилище античного храма. В целле находилась статуя божества.
Циклопическая кладка, кладка из крупных, неправильной формы блоков. Применялась при возведении стен микенского Тиринфа.
Цилиндрический свод, свод образующий в поперечном сечении часть окружности, параболы или эллипса. Цилиндрический свод требует непрерывной линии опоры вдоль всего своего основания, поэтому обычно ставится на стены или параллельные ряды колонн.
Шейка, нижняя часть капители. В дорическом ордере каннелюры продолжаются выше шейки – прорезающей ствол колонны канавки – и доходят до круглых валиков у подошвы эхина. В других ордерах шейка образована одним или несколькими отливами, отмечающими нижний край капители.
Шпиль (нем. Spille), высокая, стройная пирамидальная или коническая форма, венчающая башню.
Экседра (греч. exédra), полукруглая ниша или полукруглая в плане открытая постройка, по периметру которой обычно устраивали сиденья.
Энтазис (от греч. éntasis – «напряжение»), незначительное расширение ствола колонны в ее средней части. Благодаря использованию энтазиса ствол колонны не кажется вогнутым и уподобляется органической форме, накапливающей энергию в процессе роста, а в верхней зоне осуществляющей выплеск этой энергии.
Эхин (греч. echínos), подушкообразная часть дорической капители. В ранних греческих постройках уплощенный эхин сильно выступает за верхнее основание ствола колонны и имеет скругленные очертания. Со временем вынос эхина уменьшается, а кривая контура уплощается и становится близкой к диагонали.